Нина Борисовна Захарьина

Из истории русского богослужебного пения

Продолжение>>>

История русской церковной музыки начинается после крещения Руси. Древнейший период русской церковной музыки – XI – XIII века – наиболее важен для ее понимания, поскольку именно в это время закладывались богословские, философские, эстетические основы русской музыкальной культуры, которые просуществовали, меняясь лишь в частностях, семь веков, а позже исподволь влияли на дальнейшую историю музыки, как церковной, так и светской. Первые века истории русской музыки наиболее загадочны и интересны для исследователя, поскольку сведения о музыкальной культуре этого времени крайне ограничены. Певческие рукописи этого периода погибли во время пожаров и войн, во время татаро-монгольского нашествия, да и последующие века убавили их количество. Осталось не столь много рукописей (В Сводном каталоге славяно-русских рукописей, хранящихся в СССР , содержатся описания около пятидесяти рукописей, считая отдельные фрагменты), но и они пока не прочитаны: нотные знаки, которыми написаны их песнопения, не поддаются расшифровке.

Упоминания о церковном пении в летописях и литературных источниках крайне скудны. И все же ученые пытаются проникнуть в тайны нотации раннего периода, восстановить репертуар, понять основные принципы церковного пения.
   

XI век не оставил нам памятников музыкальной письменности. О том, что и как пели за богослужением, мы можем теперь судить только на основании литературных источников – летописей, житий, поучений... “По свидетельству Густинской летописи, кн. Владимир привел с собой из Корсуня первого митрополита, епископа и священника, а вместе с ним и певцов, по-видимому, болгарского происхождения. Помимо того, по летописному сказанию, вместе с христианской супругой кн. Владимира, греческой принцессой Анной, из Византии прибыл в Киев и весь клир греческий, состоявший при ней и называвшийся царицыным”.
   

В 1052 году, как гласит Тверская летопись, “Приидоша из Грек певцы с роды своими в Киев”. А Степенная книга добавляет: “От них же начат быти в Рустей земли ангелоподобное пение, изрядное осмогласие, наипаче же трисоставное сладкогласование и самое прекрасное демественное пение в похвалу и славу Богу и Пречистой его Матери”. Свидетельства эти – сравнительно позднего происхождения Степенная книга была написана в XVI веке, а приведенная цитата находится в прибавлениях XVII века. Они используют терминологию своего времени (демественное пение возникло только в XV веке). Однако одно несомненно: на Руси были греческие (а возможно, и болгарские) певцы, которые и обучали наших предков церковному пению.
   

Важнейшим центром церковно-певческого искусства был Киев и Киево-Печерский монастырь. Основатель первого русского монастыря св. Феодосий Печерский среди других богословских вопросов уделял внимание клиросному пению. В Слове “В пяток 3 недели поста” он дает братии практический совет, как вступить вместе во время пения псалмов: “По пении “Бог Господь”.. егда начнем псалтырное пение, не лет ны есть друг друга прихватити стихов и пению мятеж творити немал, но на старейшаго сторону взирающе, и без того початия не лепо есть починати никому же”3 . Отсюда видим, что вопрос стройности клиросного пения стоял уже в XI веке. Учеником Феодосия Печерского был деместик (т.е. певец, руководитель хора) Стефан, впоследствии игумен Киево-Печерского монастыря.

Неизвестно, какие песнопения и по каким певческим книгам пели русские христиане XI века. Возможно, первоначально служба велась по греческим книгам; возможно, ранние русские книги до нас просто не дошли. Однако с XII века мы имеем сохранившиеся источники и можем уверенно говорить о том, что к этому времени был переведен основной корпус гимнографических текстов и была изобретена собственная нотация.
   

Здесь необходимо сделать отступление и сказать о типах певческих книг русской православной церкви. Певческая книга – это сборник устойчивого состава, содержащий церковные песнопения. Надо отметить, что певческая книга и певческая рукопись (кодекс) – близкие, но не совпадающие понятия. Один кодекс может включать в себя как одну певческую книгу, так и несколько, а также может содержать отдельные песнопения, подборки песнопений, теоретические трактаты. Певческие книги предназначены в основном для пения на клиросе. Их перечень и состав менялись от XII к XIХ веку, однако основные принципы построения оставались неизменными. Песнопения могут группироваться или по признаку жанра (моножанровые книги), или по календарному признаку. К первым относятся Ирмологий (собрание ирмосов канонов)4 , Стихирарь (собрание стихир), Кондакарь (собрание кондаков). Книги, основанные на богослужебном календаре, отражают разные круги церковного года. Неподвижный (солнечный) календарь отражен в книгах Стихирарь месячный и Кондакарь.

В каждой из этих книг фиксируются песнопения всего года. Подвижный календарь (год исчисляется от Пасхи до Пасхи) разделен на две части. Песнопения, исполняемые от недели о мытаре и фарисее и до Пятидесятницы, фиксируются в певческой Триоди (иначе называемой Стихирарем триодным или Стихирарем постным). Остальные песнопения подвижного годового круга включаются в книгу Октоих. Наиболее сложной по составу является книга Обиход. В нее включаются в основном песнопения дневного круга, т.е. повседневные песнопения Вечерни, Утрени и Литургии. Однако они дополнены песнопениями других кругов. Певческая книга Праздники организована по рангу праздников – в нее включаются песнопения двунадесятых праздников, подвижных и неподвижных. Певческая книга Трезвоны ограничивается малыми и средними праздниками. Южно-русская (позже украинская и белорусская) традиция знает также книгу Ирмологион – сборник, включающий в себя песнопения всех указанных певческих книг. Хронологически первыми появились моножанровые книги, затем (в XV веке) – календарные, затем (в конце XVI века) – смешанного типа.

Церковь Петра и Павла в Смоленске, середина XII в

Существует безусловная связь между средневековой церковной живописью и архитектурой. Один вид искусства проникает и отображает другой. Как проиллюстрировать знаменное пение? Очевидно оно не в меньшей степени было связано и с архитектурой и с живописью, быть может более даже чем с самим богослужебным текстом. Поэтому мы попробуем проиллюстрировать (а вдруг зазвучит!) одну форму христианской жизни – другой, а не ее содержанием – т. е. текстом, который иллюстрацией не является.

А. Г.

Пятницкая церковь в Чернигове, рубеж XII-XIII вв.

Собор св. Софии в Новгороде, 1045-1050 гг

«Тысячу лет назад наши предки приняли от Восточной Византийской Церкви Святое Православие, а вместе с ним и богослужение. Текст его перевели святые Кирилл и Мефодий, а мелодию постепенно перевела сама православная Русь. Перевод этот занял несколько столетий, ибо это был фактически не перевод, а новый мелодический язык, в котором, как в чистой воде, отразилось русское Православие, сформировавшееся, окрепшее и выросшее за это время.[...]

Слово «распев» – чисто русское слово. Оно родилось впервые у нас на Руси в связи с наличием нераспетого текста. Греко-Восточная Церковь этого термина не знала, ибо там мелодия создавалась одновременно с текстом песнопений.»

Протоиерей Б.Николаев
// Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного пения,М,1995


Церковь Федора Стратилата в Новгороде, 1360-1361 гг


Продолжение>>>

http:\\www.rusland.spb.ru