"…О, как было бы хорошо, если бы у нас был свой, народный, русский театр! В самом деле - видеть на сцене всю Русь, с её добром и злом, с её высоким и смешным, слышать говорящими её доблестных героев… видеть биение пульса её могучей жизни... О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нём, если можете!..
В. Г. Белинский, 1934 г.
(14 - 21 апреля 2007 года по благословению Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры в "Святодуховском центре" Александро-Невской Лавры (г. Санкт-Петербург) состоялся Первый театральный Пасхальный фестиваль.)
Путь к православному театральному фестивалю затянулся у меня более чем на двадцать лет. Быть может это будет не безынтересно сегодняшнему читателю и зрителю…
Когда-то в середине восьмидесятых я бросил театральную карьеру. Бросить по собственной воле любимое дело… Но стало быть - судьба, стало быть - Промысел. А в девяностые годы снова вернулся к театру. И не православие привело меня к этому. Оно, - наоборот - увело в своё время из театра. Ибо чего только не творилось тогда за кулисами и на подмостках… Но то - были цветочки… Двадцать лет я вообще не ходил в театр, огляделся немного: Господи! Что же свершилось за это время! Спор между Мейерхольдом и Станиславским завершился победою Фрейда. Бедная "Театральная хоромина", бедный Фёдор Волков! А что уж сказать о православном нашем режиссере и сценаристе Св. Димитрии Ростовском! Как-то мы будем отвечать пред ними!
Но что же всё-таки вернуло на театральные подмостки? - Занятия народной культурой. Фольклорные фестивали, ярмарки, именно тот народный театр, о котором мечтали Пушкин, Киреевский, Белинский… Оказалось, что театр может быть русским. Онтологически русским… А, стало быть, и - православным. Не просто может, а - обязан. Ведь театр - сосредоточение всех искусств: поэзии, прозы, музыки, живописи. И если он душепагубен - то гораздо погибельнее, искусительнее, чем каждое из искусств в отдельности. А если он душеполезен - то, опять-таки - вдвойне.
Что же можно сказать о русском православном театре? И не просто о православном: сталкиваешься ведь с чем - воцерковились (или думаем, что воцерковились?) и всё вроде бы слова Богу… Но "молодое вино в старые меха…". Несколько коробит от "православного театра" выстроенного по Станиславскому, а тем более по Брехту. "Перевоплощение", "вживание", "психотехника", а уж "амбивалентность" и "нравственный императив"… тут как не благословляйся, а хочется воскликнуть - "не верю!" Тут даже дилетанты из приходских - наконец-то они и явились нам! - театров ближе к сердцу: пусть не искусно, но хоть и не искусительно! Простым присоединением слова "православный" вопрос не решается. Так и до "православного рока" договорились уже некоторые…
Что же в театре должно быть православным? Да, во-первых, сценарий. За каждым сценарием стоит философия, более того - богословие автора. И если в "Фаусте" Гете являет идеи вполне гностические (и гностицизм наихудшего толка - антиохийский), то… православным спектакль в принципе сделать… можно, если режиссёр понимает это и способен отрежиссировать спектакль так, что бы торжество православия состоялось. Но это трудный путь. Можно даже поставить вещь и заведомо атеистическую, если, опять-таки все эти искушения приведут в финале к спасительным выводам. В общем, первоначальный литературный источник, желательно, но результат - сам спектакль - обязательно должен быть по своему богословскому содержанию - православным. Истинными христианами были Сервантес и Шекспир, и даже, как выясняется - Экзюпери, но режиссер ещё обязан вдохнуть в них русский дух. Можно ведь и наоборот: взять вполне и русского, и православного, например, - Ивана Шмелёва и… вполне провалить постановку в духовном плане. Ибо требуется единство формы и содержания, потому что смысл искусства один - выражение национальной идеи. А все разговоры про "полифункциональность искусства" оставим материалистам. Именно во второй составляющей национальной идеи - "народности" и заключается техника театра. На протяжении веков её выработал наш фольклорный (как впрочем, и церковный) театр. Главное здесь - соответствие техники, задач, содержания - народным идеалам, народному менталитету, традиции… Театр этот в значительной степени условный, символический… Но, конечно, и лучшее из школ Станиславского, Мейерхольда, Вахтангова, даже - Брехта - необходимо для русского православного актёра. Есть неотменяемые правила. То есть с "парохода современности" никого сбрасывать не стоит. Надо в принципе разобраться - куда плыть… и тогда наследие народной традиции окажется востребованным. И заработает основной принцип народной драмы - притча. Именно этот древнейший жанр фольклора избрал Господь для проповеди. А в чем суть притчи, как жанра? - В нерасчленённом, не секуляризированном сознании - сюжет притчи движим промыслительно и в этом присутствие Божье. Это главное в театре. Именно притча была основой сказительства на Руси, в том числе в пении духовных стихов каликами. А это наш тысячелетний духовный театр…
Когда я в начале девяностых заговорил о русском православном театре, кажется, просто никто не понимал. Тем не менее, несколько постановок состоялось. Сначала мы осваивали исключительно фольклорный репертуар: театр ряженых, "Лодку", "Царя Ирода", "Царя Максимилиана" - это на площади фестивалей и ярмарок, а затем последовали сценические постановки: "Русские сказки", шекспировские "Король Лир" и "Ричард Третий", "Борис Годунов" Пушкина, Есенинский "Пугачев"… приступили к "Маленьким трагедиям"… в 1997 году театр закрыли… Площадки я найти не мог. Благословение получить ни у кого не удавалось…
Несколько лет назад Отец-наместник Александро-Невской Лавры благословил нас на создание театра. И дело двинулось…
Между тем двигалось оно и в других уголках России (например, в Москве), и весьма успешно - но об этом - нигде и ничего… Многое прояснилось, когда мы побывали на "Золотом витязе" у Николая Бурляева. Там я увидел театр "Камерная сцена" Михаила Григорьевича Щепенко, театр "Глас" Никиты Сергеевича Астахова, моноспектакль Нины Николаевны Добриковой (Московский камерный театр), познакомился с Людмилой Мезенцевой (театр "Пилигрим")… Впрочем, "Золотой Витязь" не только православный фестиваль, но как окрестил его его создатель - "фестиваль реального искусства". Поэтому были там и театры далёкие от православия. Но там, в Москве, при нынешнем раскладе, это, наверное, плюс…
Так или иначе, вслед за архимандритом Назарием, среди вдохновителей нашего питерского "Первого театрального пасхального фестиваля", следует назвать Николая Петровича Бурляева.
А в Питере… как известно нет пророков в своем отечестве… Однако, единомышленники явились в самый нужный момент. Господь послал… Это и участники фестиваля: прямо к открытию рождён был новый театр: "Православный театр Странник" (ул. Цветочная - 16). Режиссёр Владимир Николаевич Уваров, по благословению батюшки Иоанна Миронова, просто сделал чудо: за два с половиной месяца поставил двухчасовой спектакль "Раскольников", одновременно ведя и репетиции и строительные работы… Премьера была не просто успешной, но… благодатной.
Порадовала нас и старинная наша знакомая з. а. России Наталья Ивановна Попова (театр "Балтийский дом"). Неожиданно быстро отозвался на приглашение "Вологодский камерный театр" и то же - с Достоевским. Два вечер подряд в "Святодуховском" зале Лавры (в бывшей церкви Святого Духа, где отпевали Фёдора Михайловича и где неподалёку он и похоронен) играли "Преступление и наказание". В первый вечер - моноспектакль Вячеслава Николаевича Рыбникова (Русский таллиннский театр "Глагол").
Из старых знакомых, вновь вышедших на подмостки, порадовал нас семейный (он же и приходской) театр Людмилы Николаевны Иванищенко. Пушкинско-Свиридовская "Метель" - вот пример классики, реализованной на принципах народного сказительства. Но то не удивительно - Людмила Николаевна, будучи и профессиональной актрисой и профессиональной фольклористкой, всю жизнь отдала этому жанру - сказительству.
И - о, чудо! - даже через Станиславского - к сказительству, оказывается, придти можно (спектакль "На переправе"). Путь другой, но к той же цели - это путь, пройденный Ниной Николаевной Добриковой (г. Москва). И, кстати, - опять семейный театр: сценарий и исполнение Нины Николаевны, а постановка - её супруга - Александра Григорьевича Попова.
Единомысленно - и тут помощь Божья! - оказалось и наше жюри. Хотя никто из тех, кто первоначально приглашался (по разным причинам) не смог участвовать (это же по четыре спектакля в день надо было отсматривать!) Но те, кого Господь послал, отсмотрели, отпереживали, отработали… - низкий им поклон.
Были и проколы - со спонсорами, с рекламой, с телевидением нашим… то есть "не нашим" - но это - на моей совести, простите грешного…
И всё же праздник состоялся. Именно праздник. И так не хотелось разъезжаться…