От Рождества до Крещения празднует русский народ святки - Святые вечера. Две недели звучат колядки и щедровки: "Святый вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье!.." Нет, не ушло, не сгинуло в прошлое чудесное волшебство этих вечеров. Приходят в гости весёлые колядовщики со звездой, с Рождественским тропарём, с благими закличками... кажут вертеп с царём Иродом, играют народные драмы: "Максимилиана", "Лодку", "Барина"... А песен... сколько песен звучит в это время. Ведь на посту доброчестно было петь духовные стихи, былины, рассказывать легенды... а тут, как из волшебного короба рассыпаются древние народные песни. Сколько традиций, сколько разнообразия - не об этом ли сказано: "Всякое дыхание да хвалит Господа..."
А сколько фольклорных фестивалей за плечами!.. Сколько света и благодати! Но и разного всякого... тоже: приходилось подчас видеть в людях и непонимание, а то и осуждение... - нехватку веселия сердечного или ревность не по разуму. А что же такое на самом деле народный праздник? Да, есть наследие великой христианской культуры (от греков, в основном, дарённое), есть великое наследие дохристианской славянской культуры - песенной, поэтической, рукодельной и игровой, то что мы называем "народностью" - вот стержень национального самосознания. Где тут "язычество", где тут "двоеверие"... сколько лет изучаю фольклор - не видел. Не были наши предки ни двоеверны, ни двоедушны... Если где и видно язычество, то это скорее в современном бушующим мире. Да, были дела греховные и во все времена - идеализировать прошлое не стоит, - не в Царствии Небесном проживаем, - на грешной земле... и всё же: что такое праздник?
А праздники-то наши все от Писания. Как по клеймам житийной иконы, обходя взором, читаем мы иконописное житие святого, или взирая на Праздничный Ряд иконостаса, видим не суетное течение православного года, так и в народных праздниках - видим мы запечатлённое в песнях и обрядах Евенгелие. Так от Рождества до Крещения оттуда к Пасхе, к Троице... катится круглый год народного благочестия. Не минуют народные обычаи славословия и Матушку Богородицу, и народолюбимых святых: Николу, Георгия, Косьму и Дамиана... О, сколько чудных праздников, сколько поэзии, примет, обычаев... А если мысленно праздники наши убрать? Что же останется от нашего якобы "языческого" фольклора? А ничего почти не останется... А вы говорите!..
Вот и снова встречаемся мы на Рождественском фестивале под кровом, ставшей родной нашему фольклорному движению, Александро-Невской лавры. Здесь, под окормлением нашей Церкви, сложились особые праздничные традиции, собственно и не сложились - нет, а восстанавливаются наконец, - возрастает то единство православия и народности на котором веками стояла Русь.
Должно сказать и несколько слов о участниках фестиваля и, наперед, - о гостях. А ведь это не просто: отложить попечение земное и отправится за тридевять земель не за гонораром и не что бы блеснуть своими песнями, а что бы праздник состоялся, что бы соборность песенная воскресла и укрепила душу ещё на этот год. Есть ведь Причастие Святому Духу, а и причаститься духу народному - то же не худо - то и взыскует душа. Вот и первые, кто приехал - бабушки наши из села Лешуконского (руководитель Майя Леонидовна Шишова). Не так много этаких славных сёл, о которых не надо говорить: район такой-то, область такая-то... Мы говорим: Лешуконское, Усть-Цильма, Крячкивка, Завгородня... - и всё ясно. Вышли бабушки, слегка заробели поначалу: им неловко даже Тропарь подпеть (и не потому, что не знают, а потому, что в их древнем старообрядческом краю и знакомые молитвы поются на свой напев). Но робость не долгая, а песни северные долги и прекрасны.
Ансамбль "Свети Цвет" из Нижнего (Андрей Владимирович Харлов) - средне-волжская традиция, удивительный край, воспетый Мельниковым-Печерским, край Светлояра и Китежа, край Святых подвижников и Обителей... А вниз по Волге-реке, в славном городе Саратове есть ансамбль "Забава", коим верховодит Анжелика Владимировна Глумова. Ансамбль гораздый и на забавные песни и на духовные. Давно не бывали саратовцы на питерской земле - то и любо: вспомнили и приехали. Московский "Терем" - то же старые, но не забытые знакомые, несколько в ином составе (руководитель - Екатерина Алявина) - а песни у них не московские, а вологодские... Вот они вышли: "молодки" с малышами на руках: кто ещё и не ходит, а только ползает у ног - а песня - своим чередом. Давно, давно примечаю: экспедиции, гастроли, репетиции - тут, казалось бы, не до семьи, ан на деле - наоборот: чем песеннее коллектив, - тем больше чад на руках. Тут же и наши детишки ползают, бегают - из питерских ансамблей (не перепутать бы!). Оно шумно маленько и хлопотно, но душеспасительно: русские православные человеки в мир нарождаются...
Были и новые гости: ансамбль "Любочажье" - есть на свете город Луга, петербургского округа и не худ он на песни...
А наши - два "Домостроя" - молодёжный (Елена Антонова - порадовали нас "Царём Максимилианом") и старшой "Домострой" - Нины Николаевны Артеменко. "Домострой" - это всё ветераны, нашего песенного дела, как и ансамбль Университета под руководством Екатерины Владимировны Головкиной и "Белозерье" в этом ряду и "Китеж-град" под водительством Галины Владимировны Емельяновой, и "Горница" - Ананченок Татьяны Владимировны... Были и новички - вот он, только что родившийся ансамбль: "Русский обычай" - три семьи, три компании старых знакомцев, но ансамбль безусловно новый, ибо в новом качестве явившийся. Здесь за старших Сергей и Юлия Чернышевы. Была и ещё одна неожиданность - это на моей совести - спектакль "Театра народной драмы" - "Морю синему на утишенье". Эту постановку по произведениям Б. В. Шергина - великого певца красоты древней Руси хотелось просто преподнести в качестве рождественского подарка гостям на память. Театр наш отнюдь не по Станиславскому работает, а задуман как театр народный и православный, а как уж сыгралось - не нам судить... А каково было играть архангелогородский быт, когда тут в первом ряду - живые персонажи Шергина сидят! Вот чудеса!
В минуту уныния иной раз и помыслишь по малодушию: ужель иссякнут наши праздники, приестся и станет непонятным, невостребованным песнесловие наших предков, ужель перестанем славить Рождество Христово?! Нет, пока Христос с нами, - это вряд ли... Так и катится через весь круглый год от праздника к празднику и далее - через всю жизнь - радостная весть: "Христос народился!.."
А. Грунтовский