Атаман не думал долго -
Уложил их клиновых
И уж рвется в середину,
Не дождавши остальных.
Мы ломили с батей клином
Во кукуевцев чело,
Так на кулаках катили
Их за самое село.
(Частушки "под драку"
на тему стеношного боя)
Стеношный бой - яркая и ничем не заменимая мужская традиция, играющая значительную роль в жизни народа и являющаяся главным событием многих русских праздников. Обряд требует от участников проявления всех лучших человеческих качеств как личных, так и коллективных. Высокая эмоциональная насыщенность стеношного боя (в том числе и для зрителей), серьезные требования к уровню бойцовской подготовки, к организаторскому таланту атаманов стенок, делают праздник необычайно зрелищным и захватывающим.
"В обычае перед стеношным боем был поединок "зачинщиков" (атаманов). Он мог быть борцовским, но чаще - кулачным и начинался, как правило, с танца ("ломание", "пляс" и т.п.). На Масленицу стеношные бои длились целую неделю, а сам бой часто длился с конца утренней службы до начала вечерней (т.е. до 6 часов). Находились и купцы-меценаты, одевавшие каждую из стенок на свой манер: кушаки, шапки, рукавицы - одним синие, другим красные, например. В таких боях отрабатывалась военная тактика, ибо шла постоянная смена бойцов первого ряда бойцами, стоящими во втором и третьем. Отрабатывалось умение держать фронт и маневрировать по команде атамана и его помощников: атаманов правого и левого "крыла" (сам атаман командовал центром - "челом"), а также "сотских", "пятидесятских" и "десятников". Команды подавались голосом, свистом и трубами (как на войне). Использовались вполне военные приемы: удар "свиньей" (клином), удар "с крыла" (флангом), отступление, "засада" и т.д. Победителем признавалась стенка, выгнавшая основную массу противника (или всех до одного, кроме упавших) с поля боя (со льда реки - на берег, за границу, обозначенную чертой и т.д.) В бою участвовали не только мужики и подростки, но и, опосредованно, вся община. Малые дети (до 8 - 12 лет) смотрели на бой и со страхом, и с нетерпением, ожидая, что наступит год, когда и им нужно будет быть ТАМ. Девушки смотрели на своих женихов. Смотрели и жены, пришедшие с детьми, на своих мужей. Пока семья продолжала рожать, "ходить в стенку" было делом обязательным. Перейдя в категорию "дедов", мужики наблюдали бой уже как советчики и арбитры. Описание старинных боев дает потрясающую картину, как женщины и девки болели за свою "стенку". Все эти дела помимо обрядового и военно-прикладного значения имели еще и значение физиологическое: и психологический стресс, который переживали женщины и связанное с ним изменение гормональной деятельности, видимо, необходимы для нормальной семейной жизни, для психотерапевтической профилактики. Какой сын восстанет на своего отца, если они стоят плечом к плечу в одной "стенке"? Какая жена уйдет от мужа после такого зрелища? Какой мальчишка предаст своего товарища? И т.д... Кто был в "стенке" хоть раз, помнит это всю жизнь.
Заключительным моментом кулачного обряда является "замирение" противников, что особенно уместно в прощенное воскресенье на масленицу."
(А.В. Грунтовский. "РУССКИЙ КУЛАЧНЫЙ БОЙ. ИСТОРИЯ, ЭТНОГРАФИЯ, ТЕХНИКА)
В Питере большие стеношные бои в последний раз проходили в начале двадцатых годов прошлого века. Тогда на Масленицу в районе Охты сходилось до пяти тысяч человек с каждой стороны. Команды бойцам отдавались специальными сигналами при помощи барабанов и труб.
Традиция стеношных боев в Петербурге возродилась в начале девяностых годов. Без перерывов, начиная с 1991 года бои проходят несколько раз в год в основном на православные праздники: Покров, Рождество, день святого Георгия Победоносца и, конечно, на Масленицу.
В Прощенное воскресенье (18 февраля 2007 г.) в разгар масленичных гуляний - в 13 часов любители русского кулачного боя сойдутся в парке "Екатерингоф" (ст. метро "НАРВСКАЯ"). Участие в стеношном бою может принять любой желающий.
Главные правила: к бою допускаются только трезвые, разрешены удары только кулаками (в том числе в голову - ОБЯЗАТЕЛЬНО НАЛИЧИЕ БОКСЕРСКИХ ПРЕЧАТОК, капа - по желанию), запрещены "раскрутки" (удары с вращением бойца вокруг себя), удары по упавшему, нападение со спины (удары в затылок), удары ниже пояса. Подробности будут объявлены на месте. Нарушение правил карается поркой. Приветствуются наличие национальной одежды и участие в показательных выступлениях, бойцовских играх-потехах!
Бои проводятся в три этапа: детская стенка, подростковая, взрослая. В каждой стенке проводятся по три "сшибки", между которыми проходят бои поединщиков.
Фотографии с прошлых боев: 2005, 2007 год
Воспоминания о московских кулачных боях конца прошлого века (журналист Д. А. Покровский "Страницы минувшего" М., 1891):
"Стенка замышлялась чуть не за неделю, обсуждалась на военном совете, который собирался в том или другом фабричном трактире, и окончательные решения по организации битвы принимались военачальниками обеих сторон по взаимному соглашению. О месте и времени побоища становилось известно каждому дня за два, так что к созерцанию грандиозного зрелища собиралась буквально со всей Москвы масса любителей. Подробнейшие инструкции заправилам стенки сообщались ее главнейшими распорядителями в течении всего праздничного дня в каком-либо из трактиров возле Покровского моста, на котором целый день толкались будущие герои...
Еще доселе свежи предания о непобедимых рыцарях кулачного боя и мужественных вождях стенок. Это были, конечно, простые фабричные, искусившиеся в энергических приемах русского бокса, блиставшие атлетическими формами, выделявшиеся непомерной физической силой, прямые потомки тех богатырей, что ломали червонцы, как мятный пряник, сгибали подкову... На кулачные бои они смотрели не как на забаву, а как на дело, к которому они предназначены самой судьбой, как артист смотрит на подмостки, и к этому делу относились с суровой, добросовестной педантичностью.
Рыцарские уставы кулачных боев, правда, немногочисленные, блюли они с самой идеальной нелицеприятной строгостью, и нарушение их, особенно сознательное и намеренное, карали с драконовской беспощадностью..."