Военно-исторический клуб “Княжеская Дружина” образовался в Санкт-Петербурге в 1990г. в канун празднеств, посвященных 750-летию Невской битве. В клубе собрались люди, увлеченные историей Древней Руси. Их объединила идея похода по маршруту следования в 1240 году воинства Великого князя Александра Ярославовича Невского — от Великого Новгорода до Усть-Ижоры — места Невской битвы.
И такой поход был проведен с 1 по 15 июля 1990 года. От Новгорода до Старой Ладоги вся дружина шла на лодье, затем разделилась на две части. Одна продолжала поход на лодье, другая — на конях. За время похода дружинники приняли участие в праздниках в Новгороде, в Старой Ладоге, в Усть-Ижоре, в Санкт-Петербурге. Общий путь, пройденный лодьей, названой “Рарог”, составил более 400 км.
С тех пор прошло восемь лет. Клуб значительно расширил свой состав. Расширился и круг задач, которые он ставит перед собой.
Мы изучаем историю европейского рыцарства, в первую очередь русского, но так же и западноевропейского. Можно провести много аналогий между русскими дружинниками и западноевропейскими рыцарями. К тому же, как показывают исследования, русский воин не только не уступал по качеству вооружения западному рыцарю, как это принято считать, но иногда и превосходил его. Поэтому в нашей дружине в одном строю стоят и воин XI в., облаченный в кожаный доспех с нашитыми металлическими пластинами, и воин времен Дмитрия Донского — полностью закованный в железные доспехи, варяг в кожаных штанах и короткой кольчуге, и западноевропейский рыцарь в непроницаемых металлических латах.
В задачи клуба входит не только достоверное изготовление вооружения, но и углубленное изучение предметов быта, украшений, атрибутики, символики, распространение знаний по истории средневековья.
Наряду с реконструкцией доспехов и снаряжения, постоянно ведется работа по воссозданию дружинно-рыцарского духа внутри клуба, формирование воинской структуры, отражающей исторические реалии.
По структуре группа реконструкции состоит из “старшей дружины” — бояр и “детских”, “младшей дружины” — отроков, и кандидатов в воинское содружество — ратников.
Кроме того, “старшая дружина” — это люди, связанные не только дружбой, общими интересами, но и священным для нас обрядом Посвящения.
Для того, чтобы войти в состав “старшей дружины” (“мужей думающих”) и пройти обряд Посвящения необходимо преодолеть непростые испытания. Для этого надо иметь полный боевой доспех, различное вооружение, для изготовления которых требуются знания, терпение и труд. Необходимо научиться владеть этим оружием, а также плотно заниматься конной подготовкой.
История клуба насчитывает уже десятки походов. Мы неоднократно принимали участие в праздниках в Санкт-Петербурге, в Рождественских парадах, в юбилейных торжествах в городах Копорье, Псков, Новгород, Выборг, Старая Ладога, Переяславль Залесский, Павловск, Колпино. Часть дружинников побывала во Франции на военно-исторических фестивалях в городах Мурмилон и Булонь сюр Мер. На фестивале в Мурмилоне наши участники показали театрализованный бой двух русских дружин, завоевав сердца французских зрителей. В 1994 году наш клуб в составе Санкт-Петербургской военно-исторической Ассоциации был приглашен во Францию в город Ним на празднование 500-летия Пьемонтского полка. Первого полка регулярной французской армии.
Праздник проходил на арене древнеримского колизея. Не смотря на то, что прошло уже почти два тысячелетия с момента его постройки, колизей прекрасно сохранился. И выходя на эту огромную арену под звуки старинной музыки, видя на трибунах тысячи зрителей, мы, показывая групповой бой, как бы прониклись духом этого исторического сооружения и перенеслись на несколько веков назад. Мы могли понять, как чувствовали себя гладиаторы, выходя на эту же арену.
В 1996 году под Гатчиной в поселке Мариенбург впервые в России проходил военно-исторический международный фестиваль. В нем принимали участие Санкт-Петербургская военно-историческая Ассоциация (инициатор и организатор фестиваля), военно-исторические клубы из других городов России, стран СНГ, Норвегии, Финляндии, и Франции.
Клубы, представлявшие наполеоновскую эпоху, участвовали в сражении между французской и русской армиями. Клубы, экипированные на время гражданской войны в России, показали лихую атаку донских казаков на красноармейскую пехоту. Клубы, представлявшие эпоху средневековья, организовали рыцарский турнир и продемонстрировали сражение между напавшей на город ватагой литовцев и защищавшими его рыцарями и русскими воинами.
Это был первый опыт, и поэтому не все получилось так, как бы нам хотелось. Были и непредвиденные паузы, кони не всегда слушались всадников. Но ведь это было в первый раз! Зато какие были отличные по всем статьям поединки! Рыцари и их оруженосцы, русские дружинники и вольные ватажники продемонстрировали свое умение во владении холодным оружием. Они бились на мечах и секирах, на алебардах и фальшионах, на двуручных мечах и топорах. В перерывах между поединками демонстрировали свое искуство лучники. Рыцари, как им и положено, выясняли кто сильнее в конных копейных сшибках.
Турнир окончился и начался праздник. Зазвучала старинная музыка, вышли танцевать девушки… И в это время напало литовское войско.
Визг разбегающихся девушек, грохот ручниц и маленькой бомбарды, туча стрел, победные крики воинов, лязг и звон мечей… Все приблизительно так, как это могло происходить несколько веков назад.
Отдельно необходимо сказать о девушках, членах нашего клуба. Какой же рыцарь мог обойтись без прекрасной дамы! Ведь именно во славу их на турнирах ломались копья и иззубривались в поединках мечи. С их именем на устах шли средневековые рыцари в бой!
И все-таки девушки — это девушки. К ним нельзя предъявлять такие же жесткие требования как к воинам. Но их костюм также должен до мельчайшей детали соответствовать истории, и в походах им не дается никаких поблажек, разве что они не стоят в карауле.
С момента появления профессиональных княжеских дружин одновременно с возникновением Древнерусского государства и крещением Руси вся боевая деятельность воинских контингентов неразрывно связана с Православной Церковью. В период феодальной раздробленности это была единственная сила, объединявшая быстрых конных лучников степного порубежья и тяжелых пехотинцев севера. Даже после раздела наследства Великой Киевской державы, когда ранее единое государство было поделено между Великим княжеством Литовским, королевством Польским, Венгерским и Ордой — наши праотцы держались Закона Греческого, веры Православной с единой церковью и единым митрополитом. Именно под христианские знамена встали в 1380 году на поле Куликовом дружины из далекого Белоозера, Пскова, восточных границ с Ордой, Москвы и Белоруссии.
Мы стараемся реконструировать и эти воинские традиции. Наш первый поход начался прямо из Новгородской Святой Софии и был благословлен Патриархом Всея Руси Алексием, наши боевые знамена — реконструкции XI и XIV веков — освящены во Владимирском соборе.
И все же основное направление нашей деятельности помимо военно-патриотических и спортивно-исторических аспектов это военно-историческая реконструкция. Реконструкция доспехов и оружия, одежды, обуви и украшений, дружинной структуры и боевых построений, а так же, естественно, рукопашного боя с оружием — как индивидуального, так и в сомкнутых рядах.
Цели реконструкции, которые ставит перед собой клуб, включает в себя проведение самых настоящих исследований, сбора, обобщения и компиляции разрозненных данных, выдвижение и проверку на практике различных гипотез, включая и практическое использование оружия в бою.
История военного дела любого народа — это отражение истории его культуры. Именно в разработку и совершенствование боевых средств во все времена вкладывались самые большие материальные ресурсы, привлекались самые лучшие мастера, реализовывались самые передовые идеи научно-технической мысли своего времени. Народы не любят войн, но любят воинов. Мы не хотим прославлять войну и агрессию в любых формах. Наша цель — воссоздание, может быть и небольшого, но важного фрагмента исторической памяти. Все павшие за Отчизну и в XX веке и в XIII, и во все времена — равны перед Богом, все достойны памяти. Наш девиз — “С Россией в сердце, во славу предков” — мы собираемся пронести на полях нынешних дружеских “сражений”, часто и с историческими “противниками” — соседями Древнерусских княжеств, с которыми нас объединяет наше великое и неделимое Прошлое.