«…Отец твой великий князь Олександр
украсил церковь Божию клирошанами и книгами…»
Из послания епископа Владимирского к сыну Александра Невского
В своей вступительной речи на церемонии вручения архимандрит Назарий отметил, как непросто в настоящее время определить, что в нынешней литературной жизни является действительно православным…
И действительно, работая вот уже третий год с представленными на соискание премии книгами (а каждый раз это около сотни книг в самых разных жанрах), порой становишься в тупик: иные писатели, декларирующие своё "православие" при ближайшем рассмотрении оказываются лишь конъюнктурными деятелями от литературы. Иные и вовсе обратились не по адресу… Автор бывает и талантлив, но порой что называется - "хоть святых выноси", бывает автор - и воцерковлённый человек, но пишет слабовато… Где найти золотую середину? Что такое "Православная литературная премия"?
Для того, что бы ответить на эти вопросы мы и работаем. С одной стороны писательские союзы в последние годы, как и вся страна, претерпели многочисленные расколы, утеряли свою идеологию и разошлись по клубным интересам. С другой стороны нравственный кризис творческой интеллигенции только усилился и не всех… не всех "духовная жажда" привела к нелицемерному православию.
Мы определяем задачу литературы предельно просто: она, как всякое миссионерское служение, должна быть душеспасительна. В любом жанре, в любом состоянии - спасать, а не искушать… Русская национальная идея и есть подлинное содержание литературы: православие, державность, народность - всё как и двести лет назад у С. С. Уварова (разве что в слове "Самодержавность" приставку "само-" я бы опустил… И правда ведь, не сама держава держится, но Промыслом Божьим). Да, русская идея, это не то что мы помышляем о России, а то, что изначально Господь промыслил… Наше дело Промысел воплощать, в меру сил. Вот это и будет душеспасительно.
Несколько слов о лауреатах. Ну, что ж, они названы выше - их имена говорят сами за себя… Наверно не так известно ещё имя нашей питерской поэтессы Татьяны Шороховой. Её спокойная и глубокая поэзия рано или поздно (сколько не хулить или не хвалить) сама проложит себе дорогу. Московский голос Нины Карташевой давно уже разносится по всей стране, порой, пожалуй, и резко, но с подлинной тревогой за Родину.
Прозу протоиерея Николая Агафонова (г. Самара) - оставим без комментариев - это как раз пример литературы душеспасительной.
Известно всей стране и имя православного литературоведа Михаила Михайловича Дунаева (г. Москва). Не раз вступал я в заочный (а порой и в очный) спор с Михал Михалычем по литературоведческим вопросам ("Да будет между вами разномыслие, что бы выявить искуснейшего…") - слишком молода наука "православное литературоведение" - но авторитет учёного и вклад в нашу науку неоспорим.
Меньше славы, а более поношений приносит труд литературного критика. Немало "шишек" упало за три десятилетия труда на критической ниве на Татьяну Петровну Батурину.
А что такое проза документальная… Первая премия присуждена Игорю Смолькину (Изборцеву). Его перу принадлежат и жизнеописания святых князей-воинов древней Руси и жизнеописания нынешних подвижников благочестия.
Трудное дело (а что сейчас в русской словесности легко?) из года в год, из месяца в месяц вести литературный, общественно-политический журнал. И не много, увы, ныне журналов трудничество своё справляющих исправно. Много, много глянцевой бумаги на журнальном рынке, "много званных…"
Премии за детскую книгу, мы в этом году не присудили никому… А всё виновата Татьяна Сергеевна Шорохова, выставив на конкурс и стихи, и книгу для детей. Две премии, по положению, вручать нельзя, а те, кто с детскими книжками шел вслед за Шороховой… нет, на первые премии они не тянули, да и на вторые…
Детская литература наша вообще в последние годы бродит сиротой на книжном пиршестве коммерческой литературы…
Несколько подробнее должно сказать об особой премии за научное издание, присуждённой А. А. Горелову (с коллективом соавторов). В своей ответной речи Александр Александрович Горелов указал, что у истоков "Свода русского фольклора" (над которым отдел народной культуры ИРЛИ РАН - "Пушкинский дом" - работает несколько десятилетий) стоят два имени: Пушкина и Киреевского. И действительно именно Пушкин подвиг Петра Васильевича Киреевского к изданию Свода фольклора. Киреевский успел издать лишь первый том "Духовных стихов" (1848 г.), но дело его было продолжено, и длиться по сей день… Именно сейчас в стенах "Пушкинского дома" оно находит своё достойное воплощение.
Но к именам Пушкина и Киреевского должно добавить третье имя - имя духовника, благословившего Петра Васильевича на этот неподъёмный труд - Св. Макария Оптинского. Восемь лет не мог получить Киреевский разрешение синодальной цензуры на издание духовных стихов - сейчас их поют во многих храмах и монастырях на праздниках и фестивалях…
Братья Киреевские нашли упокоение в Оптиной Пустыни подле могилы святого старца. А благословение Макария Оптинского и поныне сопровождает нелёгкий труд фольклориста.